Русский алюминий

Из серии «Как это делается»

Оргинал статьи: http://drugoi.livejournal.com/3613407.html

Алюминий — третий по распространенности химический элемент на Земле после кислорода и кремния. В таблице Менделеева стоит под 13-м номером и обозначается, как Al. Алюминия в природе очень много, но весь тот, который нас окружает, сделан промышленным способом — это не золото и не платина, которые существуют в виде самородков.
0160czd0

Хотя, были времена, когда алюминий ценился выше драгоценных металлов. У Плиния Старшего в «Естественной истории» есть упоминание о мастере, который принес императору Тиберию чашу из легкого белого металла, добытого, по его словам, из глины. Тиберий тогда испугался, что все его богатства обесценятся и привычно отрубил мастеру голову — тогда проблемы конкуренции на рынке решались просто. В 1855 году, когда алюминий был впервые показан публике на Всемирной выставке в Париже, его называли «серебром из глины», он был очень дорогим металлом. При дворе императора Наполеона III во время торжественных обедов блюда и приборы для членов императорской семьи были из алюминия, у остальных — из простого золота.

Есть два имени, с которыми связано появление алюминия в нашей жизни: Алессандро Вольта и Гэмфри Дэви. Итальянец Вольта проводил опыты с гальваническим электричеством, т.е. с тем электричеством, которое появляется в результате химических процессов. Он придумал и сделал устройство, состоящее из чередующихся медных и цинковых пластин, разделенных прокладками из сукна, смоченного серной кислотой. Тогда считалось, что электричеством из т.н. «вольтового столба» можно лечить различные недуги и изобретение Вольта быстро вошло в моду. Химики же поняли, что с помощью электричества можно разлагать сложные тела на простые и получать металлы, которые в природе существуют только в виде соединений.

Английский химик Гэмфри Дэви, профессор Королевского института, занимался экспериментами с электролитической установкой, с помощью которой он пробовал добывать чистые металлы. Он пропускал электрический ток через воду, в которую погружал различные вещества — платиновую проволоку, ртуть, едкий натр. Так он получил металлы, известные теперь под названием натрий и калий. Стронций и барий были получены Дэви при разложении щелочных земель. В 1808 году он вплотную подошел к созданию металла из глинозёма, которому дал название «алюминий». Гэмфри Дэви можно назвать отцом современной алюминиевой промышленности — теперь все предприятия в мире используют его электролитический метод.

Однако, до настоящего алюминия еще было далеко. Опыты Дэви продолжил датский физик Ханс Кристиан Эрстед и немецкий химик Фридрих Вёлер. На получение алюминия в виде нескольких зерен величиной с булавочную головку у Вёлера ушло почти два десятка лет. Правда, и это был не чистый металл, а его сплав с калием, ртутью и платиной. Вёлер смог получить его впервые в 1827 году.

В 1856 году француз Анри-Этьен Сент-Клер Девиль, значительно удешевив и усовершенствовав технологию Вёлера, начал первое промышленное производство алюминия на заводе братьев Тиссье в Руане. За сутки завод Девиля производил два килограмма алюминия. В 1857 году килограмм этого металла стоил 300 франков. В те годы комнату в Париже можно было снять за 20 франков.

Производство алюминия химическим методом началось и в других странах — в 1888 году в Англии начал работать завод про производству металла методом Девиля. Опыты про производству алюминия проводились в США — на верхушке обелиска мемориала Джорджа Вашингтона в 1888 году была установлена небольшая пирамидка из чистого алюминия, который производил тогда всего один человек — Уильям Фришмус. По тем временам это было событием — пирамиду высотой в 22 см и весом в 3 кг даже выставляли перед установкой в витрине ювелирного магазина Тиффани в Нью-Йорке. Три килограмма — это много, в 1885 году в США было произведено всего 28,3 кг алюминия. У витрины всегда стояла толпа — все хотели посмотреть на алюминиевое чудо. Пирамидка уцелела до наших дней, только немного оплавилась от частых ударов молний.

Но это всё пока нельзя было назвать промышленным производством в полной мере. Алюминий был драгоценным металлом, а ученые мечтали о его практическом применении. Химический процесс был дорогостоящим и на смену ему пришел электролиз, изобретенный еще Дэви. Для этого нужно было дождаться, пока на смену вольтовому столбу не придут более мощные источники электрической энергии. Француз Поль-Луи Эру и американец Чарльз Мартин Холл независимо друг от друга одновременно изобрели и запатентовали электролитический способ промышленного изготовления алюминия. В 1883 году Эру рисует на полях своей рабочей тетради практически современный электролизёр — в небольшой тигель с криолитом, служивший катодом, помещается угольный анод. Эру нагрел тигель до 1100 градусов, он разрушился и в образовавшемся сплаве обнаружился алюминий.

Интересно, что дальнейшему совершенствованию технологии и увеличению выпуска алюминия противились владельцы производств — они не были заинтересованы в падении цены на металл и всячески мешали внедрению новых изобретений в этой области. Братья Коулз, владевшие заводом в Локпорте, даже хотели выкупить патент Холла, чтобы им не воспользовались конкуренты.

Так или иначе, но прогресс в технологиях сделал своё — алюминий стал общедоступным материалом и в конце XIX века из него уже делали не драгоценности, а предметы обихода, оптические приборы, посуду и кухонную утварь, которая стала вытеснять традиционные медь и чугун. Появилась и алюминиевая фольга в качестве упаковки для пищевых продуктов. Шоколад в фольге — это товар конца XIX века.

Дальнейшая история алюминия в жизни человека — это поиск его новых свойств и качеств. Из алюминия делались новые сплавы, он прекрасно взаимодействовал с другими металлами. В 1903 году немецкий металловед Альфред Вильм после многолетних экспериментов получил «твердый» алюминий из сплава с медью, магнием и марганцем. Новый материал назвали дуралюмином (от латинского durus — твердый). Этот металл стал основой для строительства самолетов — в 1920 году из советского аналога, названного кольчугалюминием, был изготовлен знаменитый АНТ-2 конструкции Андрея Туполева.

Россия стала третьей страной в мире, где начали изготавливать алюминий промышленным способом. Первый завод был основан в 1885 году промышленником А. Нововейским, он располагался вблизи Троице-Сергиевой лавры. В 1916 году в окрестностях Тихвина нашли месторождение бокситов. В 1929 году на заводе «Красный выборжец» было смонтировано шесть электролизёров. 27 марта на этом оборудовании были получены первые восемь килограммов советского алюминия. Он был изготовлен с помощью электроэнергии Волховской ГЭС и отечественных материалов. Здесь же, на заводе, из этого алюминия стали изготавливать кухонную посуду и столовые приборы. Прототипом советского электролизёра была французская электролитическая ванна. В 1930 году на Опытном заводе в Ленинграде произвели уже 90 тонн металла! Вторым алюминиевым комбинатом стал завод, построенный рядом с Днепрогэсом. В заводской комплекс входил глиноземный завод, который перерабатывал около 30 000 тонн бокситов, электролизное производство, рассчитанное на выплавку 15 000 тонн в год и собственное производство угольных анодов — основы для работы литейного цеха.

По всей стране стали искать источники сырья для работы алюминиевых заводов — потребность в этом металле была чрезвычайной. Бокситы нашли на Южном Урале, в Башкирии, стали перерабатывать в глинозём отходы доменного производства. Металла все равно не хватало и его приходилось возить из-за рубежа — из Франции, Норвегии, США.

После начала войны страна потеряла практически все свои мощности по производству алюминия — Волховский и Днепровский заводы были демонтированы. «Дайте мне 30 000 тонн алюминия и я выиграю войну», — писал Сталин Рузвельту в 1941 году. У СССР остался только один алюминиевый завод на Урале, который работал для нужд оборонной промышленности. За военные годы Уральский алюминиевый произвел более 244 000 тонн металла.

В послевоенные годы были построены Кандалакшский, Надвоицкий и Волгоградский заводы. В 60-70 гг, когда в СССР стали строить большие ГЭС на сибирских реках, появились Иркутский, Красноярский и Братский алюминиевые заводы. Оставалась проблема сырья — глинозём приходилось покупать за рубежом — в Гвинее, Африке. Первым заводом по переработке импортного материала стал Николаевский глиноземный завод (1980 год). Он был рассчитан на переработку высококачественных африканских бокситов.

После распада СССР алюминиевая отрасль в России оказалась в трудном положении — государство прекратило вкладывать средства, распались связи с поставщиками сырья в бывших советских республиках. Британская Trans World Group, получившая контроль над большой частью российских алюминиевых заводов внедрила в России известную систему толлинга, когда импорт сырья и экспорт продукции производились беспошлинно, что приносило владельцам огромные прибыли, но лишало заводы средств для развития производства. После начала приватизации в 1993 году в отрасль стали приходить криминальные структуры, надеясь на быструю прибыль. Был установлен контроль над морскими портами, заводы были вынуждены платить бандитам за отгрузку товара за рубеж. В борьбе за контроль над отраслью криминальные группировки пытались запугать тех руководителей заводов, которые отказывались сотрудничать с ними. С теми, кто отказывался работать на бандитов, жестоко расправлялись.

В 1994 году Олег Дерипаска был избран генеральным директором Саяногорского алюминиевого завода. К этому времени он был его мажоритарным владельцем вместе с TWG (братья Черные — известные имена). Через три года после своего образования возглавляемая Олегом Дерипаской группа «Сибирский алюминий» вошла в десятку ведущих мировых производителей продукции из алюминия и Дерипаска разорвал отношения с Trans World Group, найдя дополнительные средства для развития в дополнительной эмиссии акций завода. В 2007 году в результате слияния алюминиевых и глиноземных активов Компании РУСАЛ, занимавшей третье место в мире по производству алюминия, Группы СУАЛ, входившей в десятку ведущих мировых производителей алюминия, и глиноземных активов швейцарской компании Glencore была создана Объединенная компания «Российский алюминий» — крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема.

На Саяногорский алюминиевый завод, с которого началась история РУСАЛа, я и поехал в первую очередь.

01. От Абакана, столицы Хакасии, до Саяногорска — час езды на автомобиле. По этой дороге я уже ездил два года назад, когда на Саяно-Шушенской ГЭС случилась авария. Город расположен в том самом месте, где заканчивается хакасская степь и начинаются Саянские горы. Завод (а их там три, на самом деле) — в пятнадцати километрах от города.

0160fzf6




02. Так Саяногорский алюминиевый выглядит из окна заводоуправления. Я приехал в воскресенье, людей на территории почти не было, но завод работал — технология производства алюминия непрерывная и во всех цехах работа шла, как обычно.

0160gc56




03. Начинается всё здесь — в электролизном цехе. Здесь производят алюминий по той самой технологии, разработанной еще французом Эру и американцем Холлом, о которых я писал выше. Правда, выглядит это теперь совсем не так, как в XIX веке. В Саяногрске делают алюминий в ваннах с т.н. обожженными анодами. Вот их привезли на транспортной тележке. Эти аноды опускают в электролизную ванну, куда засыпают глинозём и где происходит его превращение в металл.

0160kb0f



04. А вот так выглядит отработавший своё обожженный анод. Это расходуемый материал, который завод тоже производит самостоятельно. Такая технология позволяет уже на этапе производства избавляться от множества вредных примесей. Анод с уже сформированным угольным кубом более безвреден, так как смолистые вещества удаляются из него в процессе изготовления. Современные заводы строятся с расчетом использования именно таких анодов. Есть еще технология норвежца Содерберга, по которой работает, например, Красноярский алюминиевый завод, но о ней я расскажу позже.

0160p81y



05. Ряды электролизёров уходят, кажется, за горизонт. Это новые два цеха в Саяногорске, построенные в 2004-2006 гг и выделенные в отдельный завод, названный Хакасским — для строительства нового завода так легче было искать инвесторов. В этом цехе совсем малолюдно, я встретил только одного человека. Производственный процесс практически полностью автоматизирован — сверху засыпается глинозём, после окончания цикла приезжает кран и вакуумным насосом откачивает алюминий в большой ковш.

0160h79c




06. Вот эта конструкция на кране выкачивает алюминий из трехтонных электролизных ванн, а потом разливает по ковшам, которые потом повезут в литейный цех. Для того, чтобы произвести тонну алюминия нужно почти две тонны глинозёма, полтонны углерода (для анода) и около 15 000 кВт*час электроэнергии. Всё оборудование в цехе российское, сделанное в инженерно-технологическом центре РУСАЛа, а вот сырьё привозят импортное — из Гвинеи, Ямайки.

0160rqqt




07. Электролизный цех — это не только вредное производство для человека, но и для фототехники. Каждая тонна алюминия — это 280 000 кубометров выделенного газа. И, если с выбросами научились бороться с помощью системы фильтров, то вот с фото и видеотехникой, как мне сказали сопровождающие, лучше к электролизёрам близко не подходить — там сильное магнитное поле.

0160szf8




08. Что дальше? Дальше ковш с алюминием ставят на тележку и везут его в литейный цех. Там его ждет печь, в которой из простого алюминия делается нужный для заказчика сплав.

Фотографии литейного — из Саяногорского алюминиевого, который построен еще в советское время. Цеха двух заводов стоят рядом и внешне отличаются только цветом. Кстати, два цеха нового Хакасского завода (ХАЗ) — первое предприятие по производству алюминия, построенное в России за последние 20 лет. Ну и самое современное, конечно.

0160twr9




09. В литейном цеху стоят гигантские печи, внутрь которых страшно заглядывать — там чуть колышется раскаленное до 700°C зеркало расплавленного металла. Здесь варят алюминий on demand — по заказу потребителя. Всем нужен разный металл, с добавками под опредленное производство.

0160w6db




10. Так заливают в печь чистый алюминий, привезенный из электролизного цеха. Не знаю, почему он получился на снимке красноватым — вообще он светло-серый.

0160xd7g




11. Рядом с печами — добавки для сплавов: кремний, титан для легирования, цирконий в слитках.

0160yf4y




12. Здесь мастер следит за добавками при плавке металла. После того, как в печь заложены компоненты будущего сплава, мастер берет пробу, делает из нее небольшой, размером с хоккейную шайбу, слиток и отправляет его в химическую лабораторию для проверки своей работы.

0160z893




13. У этой печи разливают алюминий в чушки — для тех заказчиков, которым металл нужен в собственном литейном производстве.

01610abe




14. Пока алюминий медленно движется по конвейеру, он успевает застыть и на выходе рабочий просто складывает чушки в штабеля.

01611c30




15. Алюминий — красивый металл.

016122t7




16. Солнце светит в боковые окна на крыше и в цехе — почти театральный свет. Рабочие у печей, как будто под светом софитов.

01613s17




17. У пульта управления разливочной машины, где делают цилиндрические слитки в несколько метров длиной для кабельной промышленности.

01614wg3




18. Металл заливают в вертикальные формы.

016150g2




19. Алюминий кристаллизуется в формах, крышку поднимают, изделия готовы.

01616k93




20. Краном подцепляют еще теплые алюминиевые слитки и отвозят их на специальный стол.

01617x4e




21. Мастер складывает слитки в ряд.

016183x1




22. И ставит на них штамп своей смены и дату изготовления.

01619bsx




23. В другом месте цеха длинные цилиндры режут на части.

0161az0t




24. Made in Russia.

0161bxze





25. Для кого-то из заказчиков отливают вот такие гигантские алюминиевые слитки.

0161ch73


26. У литейщиков короткий перерыв, можно выпить чаю. Рядом с цехом есть круглосуточная столовая, для рабочих практически бесплатная — там смешные цены, а каждому оплачивают 70 «обеденных» рублей в день.

0161d1g3




27. Здесь же можно посмотреть на результаты анализов проб «своего» металла в лаборатории.

0161esfs




28. В это время в новом литейном цехе ХАЗа идет упаковка и погрузка готовой продукции в железнодорожные вагоны.

0161fqpx




29. Заводские жалуются на РЖД — задавили своими тарифами. Монополист поднимает цены на перевозку из года в год.

0161gdhq




30. Два новых цеха Хакасского алюминиевого завода.

0161hpsf

Автор текста и фотографий: Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi
Хотя, были времена, когда алюминий ценился выше драгоценных металлов. У Плиния Старшего в «Естественной истории» есть упоминание о мастере, который принес императору Тиберию чашу из легкого белого металла, добытого, по его словам, из глины. Тиберий тогда испугался, что все его богатства обесценятся и привычно отрубил мастеру голову — тогда проблемы конкуренции на рынке решались просто. В 1855 году, когда алюминий был впервые показан публике на Всемирной выставке в Париже, его называли «серебром из глины», он был очень дорогим металлом. При дворе императора Наполеона III во время торжественных обедов блюда и приборы для членов императорской семьи были из алюминия, у остальных — из простого золота.

Есть два имени, с которыми связано появление алюминия в нашей жизни: Алессандро Вольта и Гэмфри Дэви. Итальянец Вольта проводил опыты с гальваническим электричеством, т.е. с тем электричеством, которое появляется в результате химических процессов. Он придумал и сделал устройство, состоящее из чередующихся медных и цинковых пластин, разделенных прокладками из сукна, смоченного серной кислотой. Тогда считалось, что электричеством из т.н. «вольтового столба» можно лечить различные недуги и изобретение Вольта быстро вошло в моду. Химики же поняли, что с помощью электричества можно разлагать сложные тела на простые и получать металлы, которые в природе существуют только в виде соединений.

Английский химик Гэмфри Дэви, профессор Королевского института, занимался экспериментами с электролитической установкой, с помощью которой он пробовал добывать чистые металлы. Он пропускал электрический ток через воду, в которую погружал различные вещества — платиновую проволоку, ртуть, едкий натр. Так он получил металлы, известные теперь под названием натрий и калий. Стронций и барий были получены Дэви при разложении щелочных земель. В 1808 году он вплотную подошел к созданию металла из глинозёма, которому дал название «алюминий». Гэмфри Дэви можно назвать отцом современной алюминиевой промышленности — теперь все предприятия в мире используют его электролитический метод.

Однако, до настоящего алюминия еще было далеко. Опыты Дэви продолжил датский физик Ханс Кристиан Эрстед и немецкий химик Фридрих Вёлер. На получение алюминия в виде нескольких зерен величиной с булавочную головку у Вёлера ушло почти два десятка лет. Правда, и это был не чистый металл, а его сплав с калием, ртутью и платиной. Вёлер смог получить его впервые в 1827 году.

В 1856 году француз Анри-Этьен Сент-Клер Девиль, значительно удешевив и усовершенствовав технологию Вёлера, начал первое промышленное производство алюминия на заводе братьев Тиссье в Руане. За сутки завод Девиля производил два килограмма алюминия. В 1857 году килограмм этого металла стоил 300 франков. В те годы комнату в Париже можно было снять за 20 франков.

Производство алюминия химическим методом началось и в других странах — в 1888 году в Англии начал работать завод про производству металла методом Девиля. Опыты про производству алюминия проводились в США — на верхушке обелиска мемориала Джорджа Вашингтона в 1888 году была установлена небольшая пирамидка из чистого алюминия, который производил тогда всего один человек — Уильям Фришмус. По тем временам это было событием — пирамиду высотой в 22 см и весом в 3 кг даже выставляли перед установкой в витрине ювелирного магазина Тиффани в Нью-Йорке. Три килограмма — это много, в 1885 году в США было произведено всего 28,3 кг алюминия. У витрины всегда стояла толпа — все хотели посмотреть на алюминиевое чудо. Пирамидка уцелела до наших дней, только немного оплавилась от частых ударов молний.

Но это всё пока нельзя было назвать промышленным производством в полной мере. Алюминий был драгоценным металлом, а ученые мечтали о его практическом применении. Химический процесс был дорогостоящим и на смену ему пришел электролиз, изобретенный еще Дэви. Для этого нужно было дождаться, пока на смену вольтовому столбу не придут более мощные источники электрической энергии. Француз Поль-Луи Эру и американец Чарльз Мартин Холл независимо друг от друга одновременно изобрели и запатентовали электролитический способ промышленного изготовления алюминия. В 1883 году Эру рисует на полях своей рабочей тетради практически современный электролизёр — в небольшой тигель с криолитом, служивший катодом, помещается угольный анод. Эру нагрел тигель до 1100 градусов, он разрушился и в образовавшемся сплаве обнаружился алюминий.

Интересно, что дальнейшему совершенствованию технологии и увеличению выпуска алюминия противились владельцы производств — они не были заинтересованы в падении цены на металл и всячески мешали внедрению новых изобретений в этой области. Братья Коулз, владевшие заводом в Локпорте, даже хотели выкупить патент Холла, чтобы им не воспользовались конкуренты.

Так или иначе, но прогресс в технологиях сделал своё — алюминий стал общедоступным материалом и в конце XIX века из него уже делали не драгоценности, а предметы обихода, оптические приборы, посуду и кухонную утварь, которая стала вытеснять традиционные медь и чугун. Появилась и алюминиевая фольга в качестве упаковки для пищевых продуктов. Шоколад в фольге — это товар конца XIX века.

Дальнейшая история алюминия в жизни человека — это поиск его новых свойств и качеств. Из алюминия делались новые сплавы, он прекрасно взаимодействовал с другими металлами. В 1903 году немецкий металловед Альфред Вильм после многолетних экспериментов получил «твердый» алюминий из сплава с медью, магнием и марганцем. Новый материал назвали дуралюмином (от латинского durus — твердый). Этот металл стал основой для строительства самолетов — в 1920 году из советского аналога, названного кольчугалюминием, был изготовлен знаменитый АНТ-2 конструкции Андрея Туполева.

Россия стала третьей страной в мире, где начали изготавливать алюминий промышленным способом. Первый завод был основан в 1885 году промышленником А. Нововейским, он располагался вблизи Троице-Сергиевой лавры. В 1916 году в окрестностях Тихвина нашли месторождение бокситов. В 1929 году на заводе «Красный выборжец» было смонтировано шесть электролизёров. 27 марта на этом оборудовании были получены первые восемь килограммов советского алюминия. Он был изготовлен с помощью электроэнергии Волховской ГЭС и отечественных материалов. Здесь же, на заводе, из этого алюминия стали изготавливать кухонную посуду и столовые приборы. Прототипом советского электролизёра была французская электролитическая ванна. В 1930 году на Опытном заводе в Ленинграде произвели уже 90 тонн металла! Вторым алюминиевым комбинатом стал завод, построенный рядом с Днепрогэсом. В заводской комплекс входил глиноземный завод, который перерабатывал около 30 000 тонн бокситов, электролизное производство, рассчитанное на выплавку 15 000 тонн в год и собственное производство угольных анодов — основы для работы литейного цеха.

По всей стране стали искать источники сырья для работы алюминиевых заводов — потребность в этом металле была чрезвычайной. Бокситы нашли на Южном Урале, в Башкирии, стали перерабатывать в глинозём отходы доменного производства. Металла все равно не хватало и его приходилось возить из-за рубежа — из Франции, Норвегии, США.

После начала войны страна потеряла практически все свои мощности по производству алюминия — Волховский и Днепровский заводы были демонтированы. «Дайте мне 30 000 тонн алюминия и я выиграю войну», — писал Сталин Рузвельту в 1941 году. У СССР остался только один алюминиевый завод на Урале, который работал для нужд оборонной промышленности. За военные годы Уральский алюминиевый произвел более 244 000 тонн металла.

В послевоенные годы были построены Кандалакшский, Надвоицкий и Волгоградский заводы. В 60-70 гг, когда в СССР стали строить большие ГЭС на сибирских реках, появились Иркутский, Красноярский и Братский алюминиевые заводы. Оставалась проблема сырья — глинозём приходилось покупать за рубежом — в Гвинее, Африке. Первым заводом по переработке импортного материала стал Николаевский глиноземный завод (1980 год). Он был рассчитан на переработку высококачественных африканских бокситов.

После распада СССР алюминиевая отрасль в России оказалась в трудном положении — государство прекратило вкладывать средства, распались связи с поставщиками сырья в бывших советских республиках. Британская Trans World Group, получившая контроль над большой частью российских алюминиевых заводов внедрила в России известную систему толлинга, когда импорт сырья и экспорт продукции производились беспошлинно, что приносило владельцам огромные прибыли, но лишало заводы средств для развития производства. После начала приватизации в 1993 году в отрасль стали приходить криминальные структуры, надеясь на быструю прибыль. Был установлен контроль над морскими портами, заводы были вынуждены платить бандитам за отгрузку товара за рубеж. В борьбе за контроль над отраслью криминальные группировки пытались запугать тех руководителей заводов, которые отказывались сотрудничать с ними. С теми, кто отказывался работать на бандитов, жестоко расправлялись.

В 1994 году Олег Дерипаска был избран генеральным директором Саяногорского алюминиевого завода. К этому времени он был его мажоритарным владельцем вместе с TWG (братья Черные — известные имена). Через три года после своего образования возглавляемая Олегом Дерипаской группа «Сибирский алюминий» вошла в десятку ведущих мировых производителей продукции из алюминия и Дерипаска разорвал отношения с Trans World Group, найдя дополнительные средства для развития в дополнительной эмиссии акций завода. В 2007 году в результате слияния алюминиевых и глиноземных активов Компании РУСАЛ, занимавшей третье место в мире по производству алюминия, Группы СУАЛ, входившей в десятку ведущих мировых производителей алюминия, и глиноземных активов швейцарской компании Glencore была создана Объединенная компания «Российский алюминий» — крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема.

На Саяногорский алюминиевый завод, с которого началась история РУСАЛа, я и поехал в первую очередь.

01. От Абакана, столицы Хакасии, до Саяногорска — час езды на автомобиле. По этой дороге я уже ездил два года назад, когда на Саяно-Шушенской ГЭС случилась авария. Город расположен в том самом месте, где заканчивается хакасская степь и начинаются Саянские горы. Завод (а их там три, на самом деле) — в пятнадцати километрах от города.






02. Так Саяногорский алюминиевый выглядит из окна заводоуправления. Я приехал в воскресенье, людей на территории почти не было, но завод работал — технология производства алюминия непрерывная и во всех цехах работа шла, как обычно.






03. Начинается всё здесь — в электролизном цехе. Здесь производят алюминий по той самой технологии, разработанной еще французом Эру и американцем Холлом, о которых я писал выше. Правда, выглядит это теперь совсем не так, как в XIX веке. В Саяногрске делают алюминий в ваннах с т.н. обожженными анодами. Вот их привезли на транспортной тележке. Эти аноды опускают в электролизную ванну, куда засыпают глинозём и где происходит его превращение в металл.





04. А вот так выглядит отработавший своё обожженный анод. Это расходуемый материал, который завод тоже производит самостоятельно. Такая технология позволяет уже на этапе производства избавляться от множества вредных примесей. Анод с уже сформированным угольным кубом более безвреден, так как смолистые вещества удаляются из него в процессе изготовления. Современные заводы строятся с расчетом использования именно таких анодов. Есть еще технология норвежца Содерберга, по которой работает, например, Красноярский алюминиевый завод, но о ней я расскажу позже.






05. Ряды электролизёров уходят, кажется, за горизонт. Это новые два цеха в Саяногорске, построенные в 2004-2006 гг и выделенные в отдельный завод, названный Хакасским — для строительства нового завода так легче было искать инвесторов. В этом цехе совсем малолюдно, я встретил только одного человека. Производственный процесс практически полностью автоматизирован — сверху засыпается глинозём, после окончания цикла приезжает кран и вакуумным насосом откачивает алюминий в большой ковш.






06. Вот эта конструкция на кране выкачивает алюминий из трехтонных электролизных ванн, а потом разливает по ковшам, которые потом повезут в литейный цех. Для того, чтобы произвести тонну алюминия нужно почти две тонны глинозёма, полтонны углерода (для анода) и около 15 000 кВт*час электроэнергии. Всё оборудование в цехе российское, сделанное в инженерно-технологическом центре РУСАЛа, а вот сырьё привозят импортное — из Гвинеи, Ямайки.






07. Электролизный цех — это не только вредное производство для человека, но и для фототехники. Каждая тонна алюминия — это 280 000 кубометров выделенного газа. И, если с выбросами научились бороться с помощью системы фильтров, то вот с фото и видеотехникой, как мне сказали сопровождающие, лучше к электролизёрам близко не подходить — там сильное магнитное поле.






08. Что дальше? Дальше ковш с алюминием ставят на тележку и везут его в литейный цех. Там его ждет печь, в которой из простого алюминия делается нужный для заказчика сплав.

Фотографии литейного — из Саяногорского алюминиевого, который построен еще в советское время. Цеха двух заводов стоят рядом и внешне отличаются только цветом. Кстати, два цеха нового Хакасского завода (ХАЗ) — первое предприятие по производству алюминия, построенное в России за последние 20 лет. Ну и самое современное, конечно.






09. В литейном цеху стоят гигантские печи, внутрь которых страшно заглядывать — там чуть колышется раскаленное до 700°C зеркало расплавленного металла. Здесь варят алюминий on demand — по заказу потребителя. Всем нужен разный металл, с добавками под опредленное производство.






10. Так заливают в печь чистый алюминий, привезенный из электролизного цеха. Не знаю, почему он получился на снимке красноватым — вообще он светло-серый.






11. Рядом с печами — добавки для сплавов: кремний, титан для легирования, цирконий в слитках.






12. Здесь мастер следит за добавками при плавке металла. После того, как в печь заложены компоненты будущего сплава, мастер берет пробу, делает из нее небольшой, размером с хоккейную шайбу, слиток и отправляет его в химическую лабораторию для проверки своей работы.






13. У этой печи разливают алюминий в чушки — для тех заказчиков, которым металл нужен в собственном литейном производстве.






14. Пока алюминий медленно движется по конвейеру, он успевает застыть и на выходе рабочий просто складывает чушки в штабеля.






15. Алюминий — красивый металл.






16. Солнце светит в боковые окна на крыше и в цехе — почти театральный свет. Рабочие у печей, как будто под светом софитов.






17. У пульта управления разливочной машины, где делают цилиндрические слитки в несколько метров длиной для кабельной промышленности.






18. Металл заливают в вертикальные формы.






19. Алюминий кристаллизуется в формах, крышку поднимают, изделия готовы.






20. Краном подцепляют еще теплые алюминиевые слитки и отвозят их на специальный стол.






21. Мастер складывает слитки в ряд.






22. И ставит на них штамп своей смены и дату изготовления.






23. В другом месте цеха длинные цилиндры режут на части.






24. Made in Russia.







25. Для кого-то из заказчиков отливают вот такие гигантские алюминиевые слитки.






26. У литейщиков короткий перерыв, можно выпить чаю. Рядом с цехом есть круглосуточная столовая, для рабочих практически бесплатная — там смешные цены, а каждому оплачивают 70 «обеденных» рублей в день.






27. Здесь же можно посмотреть на результаты анализов проб «своего» металла в лаборатории.






28. В это время в новом литейном цехе ХАЗа идет упаковка и погрузка готовой продукции в железнодорожные вагоны.






29. Заводские жалуются на РЖД — задавили своими тарифами. Монополист поднимает цены на перевозку из года в год.






30. Два новых цеха Хакасского алюминиевого завода.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

https://comfortdeluxe.com.ua/sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avtomobiliv-naykrashchi-varianty-na-rinku https://graal.org.ua/masky-dlya-linz-stylni-ta-funkcionalni-rishennya https://tops.net.ua/vashe-avto-zaslugovuye-na-krashche-sklo-korpusi-ta-fari-vid-lideriv https://companion.com.ua/yak-vibrati-idealne-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avto https://kvn-tehno.com.ua/yak-vibrati-idealne-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-avto https://v15.net.ua/kupyty-lintsy-dlya-far-porivnyannya-tsin-i-yak-znayty-vyhidni-propozitsiyi https://kvartet.org.ua/yak-vybraty-masky-dlya-linz-avto-porady-ekspertiv https://shop4me.in.ua/ekspertnyi-vybir-sklo-korpusi-ta-fary-dlia-avtomobiliv-vsikh-marok https://funhost.org.ua/idealni-komponenty-dlia-vashogo-avto-sklo-korpusi-ta-fary https://kacca.in.ua/pidvyshchte-yaskravist-ta-bezpeku-vashogo-avto-z-bi-led-linzamy-ta-komponentamy https://dumka.org.ua/kupyty-lintsy-v-fary-porady-z-vyboru-ta-de-prydbaty-yakisni-modeli https://tayger.com.ua/bi-led-linzi-ta-komponenty-suchasnyj-pidkhid-do-osvitlennya-avto https://kryla.org.ua/tekhnolohiyi-maybutnoho-linzy-v-fary-dlya-vashoho-avto https://powerfactory.com.ua/linzy-dlya-far-vidminna-vydymist-u-bud-yakykh-umovakh https://svitozar.com.ua/bi-led-linzi-ta-komponenty-suchasne-rishennya-dlya-vashogo-avto https://autostill.com.ua/kupyty-sklo-ta-korpusy-dlya-remontu-far-audi-porady-ekspertiv https://autodoctor.com.ua/onovlennya-far-bmw-najkrashchi-sklo-ta-korpusy-dlya-remontu https://pc-house.od.ua/nabory-instrumentiv-dlya-rozboru-skla-far-kompleksne-rishennyaa https://polygraph.od.ua/komplektuyuchi-dlya-led-far-shcho-potribno-dlya-onovlennya-osvitlennya https://kamen.dp.ua/yak-obraty-pichku-dlya-skla-far-gayd-dlya-pochatkivciv https://japanmania.kiev.ua/ekstruder-dlya-pidgotovky-germetyka-porady-ta-rekomendaciyi https://arlekin-dance.kiev.ua/pichka-ta-ekstruder-dlya-avto-onovit-sviy-instrumentariy https://shopsecret.com.ua/yak-obraty-idealne-sklo-korpusy-ta-fary-dlya-avto-kerivnyctvo https://babyphotostar.com.ua/najkrashchi-sklo-fary-ta-korpusy-dlya-buick-oglyad-ta-porady https://sun-shop.com.ua/suchasni-linzi-dlya-far-vasha-doroga-do-bezpeky https://adrenalinsport.dp.ua/obladnannya-dlya-xenon-far-vsi-neobkhidni-komponenty-dlya-ustanova https://decorator.net.ua/perevahy-vstanovlennya-linz-v-fary-pokrashchennya-vydymosti-ta-stylyu https://anegdot.com.ua/dekoder-led-obmanka-zamina-shtatnykh-can-bus-led-linz-bez-problem https://smotri.com.ua/onovity-osvitlennya-vashogo-avto-z-bi-led-linzami-ta-komponentami https://artprom.lviv.ua/yustyrovocna-plita-profesijne-vyrishennya-dlya-tochnoi-ustanovky-linz https://synergize.com.ua/efektyvne-osvitlennya-z-bi-led-linzamy-ta-komponentamy-scho-potribno-znaty https://bazakvartir.kiev.ua/kafuter-silikonovyi-kley-vysokoiakysnyi-hermetyk-dlya-vashogo-avto https://vivashop.com.ua/revolyutsiya-v-osvitlenni-yak-bi-led-linzi-ta-komponenty-mozhut-zminyty-vash-avtomobil https://business-trainings.kiev.ua/koito-butylovyi-termogermetyk-idealne-rishennya-dlya-hermetyzatsiyi-far https://podvoh.in.ua/kupyty-linzi-v-fary-porady-shchodo-vyboru-ta-pokupky https://chevrolet.com.ua/chomu-varto-obraty-nhk-original-koito-butylovyi-termogermetyk https://strelok.in.ua/lintsy-dlya-far-yak https://cityjeans.com.ua/yak-obraty-naykraschy-germetyk-dlya-far-vashogo-avtomobilya https://compromat.in.ua/shcho-varto-znaty-pro-sklo-korpusy-ta-fary-dlya-vashogo-avtomobilya https://05161.com.ua/materiali-korpusiv-far-shcho-obrati-dlya-vashogo-avtoкорпус фары https://degustator.net.ua/vybir-linz-dlya-far-yakist-yaka-vrazhae https://oncology.com.ua/vybir-skla-fary-dlya-inomarok https://sniteshop.com.ua/yak-obraty-idealni-linzi-v-fary-dlya-vashogo-avtomobilya https://gollos.com.ua/sklo-fary-vid-sklofar-idealnyj-vybir-dlya-inomark https://lift-load.com.ua/profesiyni-rekomendatsiyi-shchodo-vyboru-linz-v-fary https://crazy-professor.com.ua/nadiynye-sklo-dlya-fary-vsikh-svitovykh-brendiv-avtomobiliv https://kpu-kiev.org.ua/zbilshte-efektyvnist-osvitlennya-z-linzamy-dlya-far https://silvestry.com.ua/sklofar-ekspert-u-vybori-skla-fary-dlya-inomaroek-svitovykh-brendiv https://talktome.com.ua/vybir-bi-led-linz-ta-komponentiv-porady-vid-profesionaliv https://try-kolduna.com.ua/vsi-detali-dlya-avto-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-bud-yakogo-brendu https://tyres.com.ua/yak-bi-led-linzi-ta-komponenty-pokrashchuyut-osvitlennya-vashogo-avt https://para-dise.com.ua/onovitte-sviy-avtomobil-yakisne-sklo-korpusi-ta-fari https://tm-marmelad.com.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-pidvyshchennya-bezpeky-ta-stylnoho-vyhlyadu https://jokes.com.ua/profesijnij-vibirok-sklo-korpusi-ta-fari-dlya-vashogo-avto https://trademart.com.ua/pokrashchit-osvitlennya-vashogo-avto-za-dopomogoyu-bi-led-linz-i-komponentiv https://yazz.com.ua/naykrashchi-sklo-korpusi-ta-fary-dlia-vsikh-modelei-avtomobiliv https://yakusha.com.ua/sekrety-idealnogo-osvitlennya-bi-led-linzi-ta-komponenty-dlya-vashogo-avto https://goprostore.in.ua/pokraschuyte-vyglyad-far-z-maskamy-dlya-linz-avto https://kievperevod.in.ua/vidchuyte-riznitsyu-onovlyuyte-osvitlennya-avto-z-novymy-bi-led-linzamy-ta-komponentamy https://fstu.org.ua/onovit-vyhlad-avto-yak-vybraty-masky-dlya-linz https://prego.in.ua/maksymum-z-bi-led-linz-polipshennya-osvitlennya-ta-dyzainu-vashogo-avto https://chile.org.ua/lintsy-dlya-far-vashogo-avto-yak-znayty-i-kupyty-naykrashchi-varyanty https://unison.kh.ua/vsi-plyusy-bi-led-linzy-chomu-vony-idealni-dlya-vashogo-avtomobilya https://direct-action.org.ua/bi-led-linzi-vysokoyakisne-osvitlennya-dlya-bud-yakogo-avto https://sholom-aleichem.kiev.ua/onovit-vyglyad-vashogo-audi-sklo-fary-premium-klasu https://smartum.dp.ua/yak-pidibraty-sklo-dlya-fary-mazda-porady-vid-profesionaliv https://megart.com.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-idealnyy-balans-stylyu-ta-funktsionalnosti https://arlekin-dance.kiev.ua/yak-vybraty-bi-led-linzy-dlya-vashogo-avto-porady-ekspertiv https://saunalux.kiev.ua/sklo-fary-dlya-audi-yak-pidibraty-idealne-rishennya https://polygraph.od.ua/chomu-varto-obraty-bi-led-linzi-dlya-vashogo-avtomobilya https://seal.dp.ua/vybir-skla-dlya-fary-audi-porady-vid-ekspertiv https://singleoil.dp.ua/pokraschtye-osvitlennya-vashoyi-mazda-z-novym-sklo-fary https://kamen.dp.ua/onovitte-fary-vashogo-avto-vsi-perevagi-bi-led-linz https://outdoor.od.ua/nadiynye-sklo-fari-dlya-audi-yakist-shcho-vidpovidaye-vashomu-avto https://start.co.ua/sklo-fary-mazda-vidnovit-idealnyy-vyglyad-svogo-avtomobilya https://pc-house.od.ua/bi-led-linzi-dlya-avto-pokraschennya-vidimosti-ta-stilnyy-vyglyad https://japanmania.kiev.ua/bi-led-linzi-premium-rishennya-dlya-suchasnogo-osvitlennya-avto https://navigator.te.ua/perevtilit-osvitlennya-vashogo-avto-z-bi-led-linzami https://qs.kiev.ua/zamina-skla-fari-audi-pokrashchte-stil-i-bezpeku https://umedia.kiev.ua/yakisne-sklo-dlya-far-mazda-vybir-dlya-vashogo-avto https://tvoy-prazdnik.kiev.ua/zamina-skla-fari-mazda-yak-obraty-naykrashchyy-variant